httpvh://youtu.be/CdxzCO1UglE
БЕЛАЯ МАГИЯ
СТРУВЕ МАРИЯ СУХОСТАВЕЦ ЛЮДМИЛА
РАСКРЫТИЕ ТАЛАНТА ПОЭЕССЫ.
СОВЕТЫ ОТ ГУРУ ПОЭЗИИ — ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Мария: 00:00-00:01 Итак, «Белая Магия».
00:02-00:03 С вами Мария Струве.
00:04-00:12 И у нас в гостях совершенно необыкновенный человек – Людмила Сухоставец, московская поэтесса.
Людмила: 00:13-00:17 А также сказочница и немножко волшебница.
Мария: 00:18-00:21 Мы очень любим волшебников, поэтому у меня первый вопрос.
00:22-00:27 Скажите, кого вы считаете, вообще, волшебниками, и кто в вашей жизни был волшебником?
Людмила: 00:28-00:34 Мне кажется, что все люди, так или иначе, волшебники, в основном добрые.
00:35-00:39 И люди друг от друга зажигаются, иногда и гаснут.
00:40-00:44 Я вот могу рассказать один случай про одну совершенно невероятную волшебницу.
00:45-01:03 Как-то раз мне нужно было куда-то поехать, и я зашла в метро, чтобы купить билетик, и вдруг вижу вот в билетной кассе за стеклом сидит девушка, а сзади у неё на шкафчике стоит что-то такое очень красивое: то ли ёлочные игрушки, то ли что-то необыкновенное совершенно.
01:04-01:07 А было время такое рождественское, новогоднее.
01:08-01:12 И я так улыбаюсь ей и говорю: «Ой, а что это у вас такое замечательное? Как красиво!»
01:13-01:32 И эта девушка встаёт, поворачивается и берёт с этой полки вот всю эту красоту, а это оказались, знаете, такие резные ёлочки типа оригами, очень красивые и из цветной бумаги, и она берёт ни одну, ни две, а берёт их все!
01:33-01:42 И вот туда, где она подаёт билетики, она мне все эти ёлки отдаёт и говорит: «Держите! С праздником вас, с наступающим!»
Мария: 01:43-01:43 Как мило.
Людмила: 01:44-01:55 Понимаете, и это был такой невероятный случай, то есть я ехала в таком необыкновенном счастье потом всю дорогу, и весь день у меня было чудесное настроение.
01:56-02:04 Это вот как раз, наверно, случай, когда каждый человек может стать добрым, невероятным волшебником для кого-то другого.
02:05-02:05 Мы все маяки.
02:06-02:24 И я, когда говорю об этом, я вспоминаю, есть такой отрывок из романа Фоера, он говорит: «Ну, послушай, а вот если тебя взять и скинуть с самолёта в пустыни Сахара, и ты возьмёшь маленький пинцет и маленькую песчинку одну сдвинешь на один миллиметр, что это будет означать?»
02:25-02:26 – «Ну как, ну, что я сдвинул песчинку».
02:27-02:27 – «Из чего следует?»
02:28-02:29 – «Ну, из чего следует, что я сдвинул песчинку».
02:30-02:37 – «Из чего следует, что ты изменил Сахару – огромную пустыню, которой просто миллиард лет, а ты её изменил».
02:38-02:42 И мне кажется, что вот все мы такие песчинки, мы меняем вечность.
Мария: 02:43-02:44 Ну это очень глубокая мысль.
02:45-02:55 На самом деле каждый делает свою работу, каждый как-то меняет песчинку, как вы сказали, и мир преображается.
02:56-03:09 Я бы хотела задать вам вопрос, кто вот в вашей поэтической карьере, в вашей жизни оставил самый такой большой след, и кто был вашим учителем?
Людмила: 03:10-03:17 Ну, в русской традиции и в русской культуре, в русской литературе много поэтов замечательных.
03:18-03:27 Русская традиция вообще богата, потому что русский язык, он такой очень образный, и наша земля рождает много талантов.
03:28-03:34 Но для меня таким учителем, мастером, источником света был Евгений Евтушенко, и он им и остаётся.
03:35-00:38 Я говорю был, потому что его нет с нами, его не стало в этом году.
03:39-03:47 Но вот в последние два года его жизни мы с ним очень часто встречались, и очень он мне дал добрые советы.
03:48-03:53 Знаете, как вот в том стихотворении, да: «Старик Державин нас заметил, и уходя благословил».
03:54-04:05 Вот я хоть и не Пушкин, но Евтушенко был моим Державиным, и я очень рада, что я соприкоснулась с этой яркой личностью, яркой индивидуальностью.
04:06-04:11 Это такой человек-оркестр, который думал и обо всех, и о каждом.
04:12-04:18 Это такая народная совесть, то есть у него было очень острое чувство справедливости, и его стихи были об этом.
04:19-04:24 И когда он читал, конечно, люди тянулись к нему вот действительно как к солнцу, как к источнику света.
04:25-04:34 И вот эта необыкновенная энергия, а поэзия – это вообще эмоции, ну, практически в чистом виде, да, в такой очень красивой форме.
04:35-04:35 Это было удивительно.
04:36-04:39 Я очень рада, что застала и всё это слышала, и соприкоснулась.
Мария: 04:40-04:43 Да, это просто счастье, когда и познакомиться, и пообщаться с таким человеком.
04:44-04:58 А можете рассказать о нём какой-то вот эпизод, может быть, что он вам сказал, какие-то слова, какое-то вот, что в памяти осталось такое яркое из общения с ним?
Людмила: 04:59-05:12 Ну, мне как молодому, начинающему поэту хотелось получить совет, и первое, что я сделала, это спросила его: «Вот что важно, на ваш взгляд?»
05:13-05:33 Но он мне дал три совета, то есть он порекомендовал, конечно же, и что правильно абсолютно – много читать: читать, чтобы не повторяться, читать, чтобы знать разные стили; чтобы вот видеть всё, что было до того, но создавать что-то новое, опираясь на этот базис.
05:34-05:43 Потом сказал, что очень важно научиться выражать себя, то есть себя очень тонко чувствовать, и вот эти свои мысли, эмоции выражать в стихах.
05:44-05:50 И уже вот поняв себя и научившись выражать себя, можно начать выражать других.
05:51-06:10 Потому что в этом мире огромное количество потрясающих людей, у которых нет поэтического таланта, да, то есть вот чтобы они появлялись в поэзии: их личности, их судьбы, их вот внутренний мир.
06:11-06:19 Задача поэта – этого человека увидеть и выразить вот этого человека, раскрыть его в своих произведениях.
06:20-06:23 Для меня это, конечно, было большим открытием и это было очень ценно.
Мария: 06:24-06:36 На самом деле такие сокровенные советы, они, конечно, могут изменить точку зрения, потому что иногда мы слышим одни и те же слова от разных людей, но потом их говорит мастер, и мы, наконец, их слышим.
06:37-06:42 Это часто такой эффект, встречающийся в жизни.
06:43-06:47 Я бы хотела, чтобы наши зрители услышали ваши стихи.
06:48-06:50 Чтобы вы вот хотели сейчас прочитать?
Людмила: 06:51-06:54 Ну вот как раз, наверно, о том, как люди друг от друга зажигаются, как маяки.
Мария: 06:55-06:55 Давайте.
Людмила: 06:56-07:01 Свет храните в себе, свет дарите другим –
07:02-07:05 Безымянным прохожим, родным, дорогим.
07:06-07:10 Пусть огонь в вас горит каждый день, до конца.
07:11-07:14 Раскрывайте любовь! Зажигайте сердца!
07:15-07:18 Если радость в душе, если в сердце светло,
07:19-07:21 Сберегите, пожалуйста, это тепло!
07:22-07:24 Пусть костром в холода, чтобы светом в ночи,
07:25-07:26 Зажигались другие от вашей свечи!
07:27-07:30 Зажигайте сердца! Прорывайтесь сквозь тьму!
07:31-07:33 Помогите не сотням сердец – одному.
07:34-07:37 Ведь достаточно теплой улыбки одной,
07:38-07:40 Чтобы вмиг заискрился в лучах шар земной!
07:41-07:43 Продолжайте гореть, продолжайте сиять,
07:44-07:47 Словно солнцем, собой этот мир озарять!
07:48-07:50 И пусть ваша любовь не имеет конца.
07:51-07:54 Будьте счастливы! Все! Зажигайте сердца!
Мария: 07:55-07:56 Замечательно!
БЕЛАЯ МАГИЯ
МАРИЯ СТРУВЕ И ТАТЬЯНА ГОЛУБЕВА
О ДЕТСТВЕ И ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ГОЛУБЕВОЙ.
КТО ПОДДЕРЖИВАЛ ВНАЧАЛЕ ПУТИ?
Мария: 01:05-01:10 Дорогие друзья, и снова с вами Мария Струве, и «Белая Магия»!
01:11-01:22 На этот раз у нас в гостях совершенно необыкновенный человек – это маг и волшебник в области бардов, это бард.
01:23-01:26 Многие люди не совсем точно понимают значение этого слова, поэтому мы его проясним, да?
01:27-01:27 Татьяна, можно?
Татьяна: 01:28-01:28 Конечно.
Мария: 01:29-01:41 Бард – это человек, который пишет песни и сам их исполняет, то есть это авторский исполнитель своих собственных песен, то есть исполнитель своих собственных песен.
01:42-01:47 Итак, перед нами бард Татьяна Голубева.
01:48-01:49 Здравствуйте, Татьяна!
Татьяна: 01:50-01:51 Здравствуйте, Мария.
Мария: 01:52-01:53 Спасибо, что пришли в нашу студию.
01:54-02:02 И первый вопрос всем мы задаем: как вам удалось стать профессионалом в этой области?
Татьяна: 02:03-02:11 Честно, даже не ожидала, что я именно вот в этой области стану, как вы говорите, профессионалом.
02:12-02:21 Если честно, я себя не считаю профессионалом, это настолько любимое хобби, мне просто это очень-очень нравится.
02:22-02:27 И я специально песни не пишу, они просто приходят ко мне сами.
Мария: 02:28-02:29 Ночью? Утром?
Татьяна: 02:30-02:41 Бывает и ночью, бывает мне приснится песня, и я просто вскакиваю и скорее её записываю, даже не включаю свет, потому что если включу свет – все строчки и все слова разбегаются, и получается песня.
Мария: 02:42-02:43 То есть вы и слова тоже сочиняете?
Татьяна: 02:44-02:45 Конечно, и слова, и музыку, всё вместе.
02:46-02:47 И вот готовая песня.
02:48-02:58 Иногда приходит во сне, иногда просто вот иду, куда-то спешу и вдруг в ритме, в ритме, в ритме раз, раз, раз…
02:59-03:02 У меня одна песня была, я шла к подружке на день рождения.
03:03-03:09 И я шла энергично с подарком, и вдруг слова, слова, слова, и я прямо села на лавочку…
Мария: 03:10-03:11 На подарке написала?
Татьяна: 03:12-03:12 Нет, не на подарке.
03:13-03:22 Единственный клочок бумаги, который у меня был, был товарный чек – я перевернула и сидела на товарном чеке записывала эти стихи, потому что они просто потерялись бы.
Мария: 03:23-03:27 То есть я правильно понимаю, что вы не можете не писать?
Татьяна: 03:28-03:47 Ну бывают, конечно, такие ситуации, когда просто ничего не приходит, и есть какие-то вещи, какие-то ситуации, которые надо делать прямо сейчас и не до стихов, и не до музыки вообще.
03:48-03:52 Потом когда это всё разрешается – они, конечно, возвращаются.
03:53-03:55 Они приходят, и опять вот…
Мария: 03:56-03:58 То есть ваше творчество связано с позитивом?
Татьяна: 03:59-04:00 В большей степени да.
04:01-04:17 У меня вот из всех моих песен, которые у меня есть, только один романс называется «Слёзы», и то в этом романсе смысл такой, что, в общем, сама виновата, поэтому и «Слёзы».
04:18-04:26 А всё остальное очень позитивное, очень такое вот энергичное, ну либо немножечко с лирикой, но всё равно в мажоре.
Мария: 04:27-04:35 Но вы очень интересный человек, и я хочу сказать, что Татьяна вообще работает совершенно в другой области – это бухгалтер, я правильно понимаю?
Татьяна: 04:36-04:36 Да.
Мария: 04:37-04:37 И у вас свой бизнес?
Татьяна: 04:38-04:39 Да, у нас с мужем свой бизнес.
Мария: 04:40-04:45 С мужем, то есть поддерживаете мужа – это совершенно замечательно, при этом муж вас поддерживает как барда?
Татьяна: 04:46-04:50 Да, ему очень нравится моё творчество, и он для меня самый главный ценитель.
04:51-05:01 Я очень к нему прислушиваюсь, потому что он слышит и может объяснить, что ему нравится или сказать, что ему не нравится и почему.
05:02-05:10 То есть если у меня вот появилась песня, конечно, он у меня первый слушатель: «Вот послушай! Вот у меня новая песня!»
05:11-05:12 Он сидит и слушает: «Да».
05:13-05:14 «А вот эту строчку?»
05:15-05:15 – «Карябает».
05:16-05:16 «Вот эта?»
05:17-05:18 – «Здесь рифма, послушай сама».
05:19-05:25 Ага, ещё раз слушаю – да, рифма как-то вот она, так, опять сижу что-то такое в рифму…
05:26-05:26 «Вот!»
05:27-05:27 – «Да, так пойдет».
Мария: 05:28-05:28 Молодец, молодец.
05:29-05:29 То есть поддерживаете друг друга?
Татьяна: 05:30-05:32 Он поддерживает, конечно, а я его, потому что он тоже…
Мария: 05:33-05:33 Вы его в бизнесе?
Татьяна: 05:34-05:41 Он очень творческий человек, и для него его работа, он электронщик, он инженер с большой буквы, настоящий инженер!
Мария: 05:42-05:42 А чем он занимается?
Татьяна: 05:43-05:49 Он ремонтирует полиграфическое оборудование разного уровня сложности, и он постоянно обучается.
Мария: 05:50-05:52 Но то есть это тоже, там надо всё чувствовать, надо всё…
Татьяна: 05:53-05:53 Конечно, конечно.
05:54-06:04 Технический прогресс идёт вперед, и он осваивает новые какие-то знания, он программирование недавно освоил, вот программирование промышленного оборудования, промышленных контроллеров.
06:05-06:09 Я просто потрясаюсь, я смотрю на него – для меня это чудеса: «Как ты это делаешь!»
06:10-06:11 А он говорит: «Я то же самое могу тебе сказать».
Мария: 06:12-06:12 Как ты это делаешь, эти песни!
Татьяна: 06:13-06:16 «Вот я смотрю – ты садишься за клавиши, и ты играешь».
06:17-06:21 «Я знаю, что это ты, но я не понимаю, как ты это делаешь».
Мария: 06:22-06:23 Хотя он человек серьезный.
Татьяна: 06:24-06:31 Да, он знает, он видит, чисто технически он может это объяснить, но он не может понять, как эта музыка вместе с руками, вместе с творчеством…
Мария: 06:32-06:41 Дорогие друзья, всегда существовала проблема между лириками и физиками: они никогда друг друга не понимали, при этом живут дружно, то есть каждый занимается своим.
06:42-06:43 Но это замечательный пример такой семьи.
06:44-06:45 Я знаю, что у вас две дочки?
Татьяна: 06:46-06:46 Да, две дочки.
Мария: 06:47-06:48 У вас ещё что-то, животное какое-то есть?
Татьяна: 06:49-06:54 У нас есть собака, и в честь собаки у меня есть песня, посвящена этой собаке.
Мария: 06:55-06:55 Я не сомневалась.
Татьяна: 06:56-06:57 Да, мой маленький и рыжий пёс.
06:58-07:01 У меня есть несколько детских песен, и вот одна из них про собаку.
Мария: 07:02-07:02 Чудесно.
07:03-07:04 К песням мы ещё вернемся.
07:04-07:07 Я вас хочу спросить вот о чём: сколько лет вы пишите?
07:08-07:10 Вот когда вы написали первую свою песню?
Татьяна: 07:11-07:24 Первая моя песня появилась в 14 лет, но стихи были не мои, я читала рассказ братьев Стругацких «Страна багровых туч», и там были две песни.
07:25-07:26 И я вот прочитала…
07:27-07:27 Обычно как я читаю?
07:28-07:28 Я читаю повествование…
Мария: 07:29-07:30 То есть там в смысле не музыка была, а именно слова были?
Татьяна: 07:31-07:34 Не-не, там просто в книжке, в книжке эти куплеты, написаны стихи.
07:35-07:46 Обычно я читаю, мне интересно повествование, интересен сюжет, как и что там происходит, а тут такая ситуация у них – они в буре вынуждены были в закрытом корабле сидеть.
07:47-07:48 И вот один взял гитару и начал петь.
07:49-08:02 Конечно, в книжке не написаны ноты, не написаны аккорды, музыки нет, но когда я прочитала эти слова, эти стихи – стихи Бориса Стругацкого, я поняла, что это действительно песня.
08:03-08:06 И я ещё раз перечитала, и ещё раз перечитала.
08:07-08:10 Потом эту книжку поставила на пианино, и появилась музыка.
08:11-08:17 Это замечательная песня «Дети тумана», эта музыка просто пришла…
Мария: 08:18-08:18 В вашу жизнь.
Татьяна: 08:19-08:21 Ну да, и это была первая моя песня.
Мария: 08:22-08:23 А кому вы её спели?
Татьяна: 08:24-08:24 Конечно, маме.
Мария: 08:25-08:26 Мама вас поддерживала?
Татьяна: 08:27-08:43 Мама просто потрясающий человек, и всегда настолько в ней было восхищения и позитива, и она настолько солнечный человек, вот особенно когда касается музыки или песни.
08:44-08:53 А уж когда я стала придумывать песни, придумывать музыку – просто столько в ней было восхищения и сияния, когда она это слушала, это просто…
Мария: 08:54-08:54 Потрясающе.
08:55-09:13 Скажите, как важно, вот когда ты что-то сочиняешь или когда ты каким-то творчеством занимаешься, и мы эту тему часто обсуждаем, что, например, кто-то бросил петь, что ему сказали: «Замолчи» или кто-то бросил рисовать, потому что сказали: «Ну что ты тут бабу-ягу нарисовал», ну и всякие такие вещи.
09:14-09:19 То есть у вас кто вас больше всего поддерживал в вашем творчестве в жизни, ну вначале?
Татьяна: 09:20-09:21 Вначале, конечно, мама.
09:22-09:23 Но у нас в семье очень интересная ситуация…
Мария: 09:24-09:28 Одну секунду.
09:29-09:32 Я сейчас повторю вопрос.
09:33-09:35 Кто вас поддерживал вот больше всего именно в начале пути?
Татьяна: 09:36-09:37 Конечно, мама.
09:38-09:45 И в нашей семье была очень интересная ситуация, потому что мой папа профессиональный музыкант, он кларнетист.
09:46-09:54 Он играл, ну в то время в театрах не было технической музыки, вот именно музыкальные центры, ещё были оркестры.
Мария: 09:55-09:55 Ну конечно.
Татьяна: 09:56-10:04 Да, и он играл на кларнете, его приглашали выступать в каких-то спектаклях, вот в оркестрах он участвовал.
10:05-10:22 И у него очень чуткий слух музыкальный, он всегда играл по нотам, и это всё настолько дотошно и скрупулезно, если чуть-чуть палец не на ту клавишу: «Врешь, фальшивишь, не ту ноту взяла!»
Мария: 10:23-10:24 Это когда вы фортепьяно занимались?
Татьяна: 10:25-10:25 Да, когда я училась.
10:26-10:28 И мама из-за этого просто перестала играть.
Мария: 10:29-10:29 Ай-ай-ай.
Татьяна: 10:30-10:37 То есть он постоянно вот так вот критиковал, и вот эта очень суровость его такая была, но она просто не выдержала.
10:38-10:44 А мне это так нравилось, тут с музыкой, вообще, очень интересно получилось.
Мария: 10:45-10:45 Ну расскажите.
Татьяна: 10:46-10:56 Когда я родилась, через неделю после моего рождения мама купила пианино, и она сказала, что вот у нас есть пианино.
Мария: 10:57-10:57 У нас есть ребенок.Татьяна: 10:58-11:04 Да, ну я-то младшая, старшая тоже играла, но она стала играть, когда появилось пианино.
11:05-11:22 Я себя очень рано помню, и когда я уже пошла и начала доставать до клавиш, я уже стала нажимать на эти клавиши на этой «Ласточке» на моей замечательной, и я слышу музыку, я пальцем тыкаю, и у меня как-то так получалось…
11:23-11:27 Я не могу это объяснить, то есть я очень рано начала подбирать на слух.
11:28-11:29 Я слышу музыку – я играю.Мария: 11:30-11:39 Это то, чего не умеют 50 процентов профессионалов, которые могут блестяще играть, – это там и пианисты, и музыканты, но по нотам.
Татьяна: 11:40-11:40 Да.
Мария: 11:41-11:41 А так они не умеют.
Татьяна: 11:42-11:42 А я на слух подбирала.
11:43-11:52 И вот уже мне исполнилось пять лет, всё, что я слышу по радио, я слышу какую-то музыку – я её сразу двумя руками играю.
Мария: 11:53-11:53 Но это талант.
Татьяна: 11:54-11:55 Да, спасибо.
11:56-11:59 И мама сказала: «Всё, ребенок играет, надо чтобы ребенок знал ноты».
12:00-12:05 Меня отдали в музыкальную школу, и это был какой-то кошмар, особенно сольфеджио.
12:06-12:15 Я, конечно, я их знаю, я их могу назвать, я их могу узнать, но с листа читать и играть я не могу до сих пор.
12:16-12:24 Просто мне педагог сыграет: «Вот давай с тобой возьмём такое произведение», я говорю: «Давайте, я всегда рада, мне нравится музыка».
12:25-12:28 Я слушаю, она играет, я услышала, я запомнила.
12:29-12:35 Дальше я чуть-чуть подглядываю в ноты, но я просто помню, что она играла, и я практически на память играла.
Мария: 12:36-12:37 Потрясающе, то есть такая память музыкальная…
Татьяна: 12:38-12:39 Ну я подглядывала в ноты, конечно.
Мария: 12:40-12:40 Что вам было проще…Татьяна: 12:41-12:43 Да, мне гораздо проще это послушать пару раз и потом уже сыграть.
Мария: 12:44-12:50 У меня один знакомый так подобрал кларнетный концерт на слух, один раз на концерте услышал.
12:51-13:04 Мальчик, ему было лет 10, сейчас это лауреат международных конкурсов – Юра Фаворин, который, мне кажется, ему даже было лет восемь, он партитуры вот так вот слушал, слушал партитуры.
13:05-13:07 Великий пианист.Татьяна: 13:08-13:11 Но у великих пианистов всё-таки должна быть огромная практика.
13:12-13:19 У меня такого не было, я пианистом не стала, я благополучно забыла всю нотную грамоту, когда закончила школу музыкальную.
Мария: 13:20-13:21 Но мы с вами потом её вспомнили, как она формируется, да?
Татьяна: 13:22-13:27 Да, а потом вы провели интенсив по сольфеджио и спасибо огромное…
Мария: 13:28-13:29 За четыре месяца вспомнили.
Татьяна: 13:30-13:34 Потому что у меня всё разложилось по полочкам, всё встало на места, и теперь я могу их опять читать.
Мария: 13:35-13:35 Ура!
Татьяна: 13:36-13:36 Да.
httpvh://youtu.be/-vZI-tUFH9U
БЕЛАЯ МАГИЯ
СТРУВЕ МАРИЯ РЫТИКОВ ФЁДОР
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. ПУТЬ К СЦЕНЕ.
КАК СЦЕНА ПОВЛИЯЛА НА ЛИЧНОСТЬ ФЁДОРА
УЧАСТИЕ В ТВ ПРОЕКТАХ.
Мария: 00:01-00:02 Здравствуйте!
00:03-00:04 «Белая Магия», Мария Струве.
00:05-00:20 И сегодня у нас потрясающий гость, это человек-легенда, я даже не знаю с чего начать, это и врач, и артист, и великолепный друг, чем я уже могу похвастаться.
00:21-00:24 Итак, перед вами Федор Рытиков.
Федор: 00:25-00:26 Добрый день.
Мария: 00:27-00:29 И сразу вопрос.
00:30-00:47 Белая магия – это волшебство, то есть когда мы видим человека, который что-то делает здорово, мы восхищаемся им и говорим: «Но он прям волшебно готовит» или «волшебно там приземлил самолёт», ну или что-то, и люди восхищаются.
00:48-00:52 А скажите, вот в чём вы считаете, в чём вы волшебник?
00:53-00:55 А мы знаем, что вы волшебник не в одном направлении.
Федор: 00:56-00:56 Ну, спасибо.
00:57-00:59 Спасибо, Мария, за то, что вы так говорите обо мне.
01:00-01:01 Во-первых, как вы сказали, легендарный, да?
01:02-01:07 Это про Чапаева можно сказать, а я-то нормальный, я здесь живу.
01:08-01:09 Вот волшебник – не знаю.
01:10-01:14 Ну я врач прежде всего, а врачи всё-таки…
01:15-01:25 Нас вряд ли можно назвать волшебниками, потому что за каждым из нас есть шлейфы и какой-то славы, когда мы побеждаем, и обязательно есть какие-то разочарования.
01:26-01:29 Так что, всё-таки мы не всегда…
Мария: 01:30-01:30 Но со мной же вы победили.
Федор: 01:31-01:31 С вами да.
01:32-01:43 Нет, но в большинстве случаев мы, вообще, врачи у нас хорошие, мы лечим хорошо, чтобы мне не говорили, особенно старая школа, я считаю, которая, не знаю, как она будет дальше развиваться.
01:44-01:54 Считать себя волшебником не буду, а хотя и в нашей работе чудеса случаются, это правда, и какое-то отношения я к ним, бывает, имею.
Мария: 01:55-01:55 Прекрасно!
01:56-02:01 А можно продолжить тогда, вот перейти в другую, может быть, зону.
02:02-02:08 Я думаю, что как врача вас многие знают, благодарны, я тоже благодарна, у нас тоже есть опыт.
02:09-02:29 Я хочу спросить, как вы относитесь к тому, что человек, например, в каком-то возрасте, там в 30, в 40, в 50 вдруг чувствует какую-то невероятную потребность рисовать, танцевать, петь, и, может быть, у вас в этом есть опыт?
02:30-02:30 Рассказывайте.
Федор: 02:31-02:31 Ну у меня как раз опыт есть.
Мария: 02:32-02:32 Рассказывайте!
Федор: 02:33:02:35 Это вопрос, как рояль в кустах, у вас, да?
02:36-02:47 Потому что да, действительно я, ну так, активно начал петь, по сути, когда мне было почти 50 лет.
02:48-02:48 И знаете, это очень…
02:49-02:51 Ну я не знаю, можно долго говорить или нет?
Мария: 02:52-02:52 Да, да, конечно!
Федор: 02:53-02:53 Время у нас есть?
Мария: 02:54-02:54 Есть!
Федор: 02:55-03:15 Понимаете, человек, который поёт, как я пел, как все мои друзья, там посидим немножко в дружеской компании, и где бы ни сидели: или у костра, или на даче, значит, или в караоке, где-нибудь встречаемся и поём, ну и не более того, как обычно.
03:16-03:26 А, конечно, выйти куда-то и представить это людям, на суд уже зрителя, то есть стать где-то артистом, очень сложный на самом деле шаг.
03:27-03:32 И на самом деле сам бы я никогда на это не решился, говорю сразу, это толчок.
Мария: 03:34-03:34 Чей?
03:35-03:35 Чей толчок, расскажите?
Федор: 03:36-03:37 Вы знаете, моих же друзей.
03:38-03:41 У меня много друзей, но есть вот те, которые…
03:42-03:51 Притом есть и среди них очень интересные люди в том плане, что не обладающие ни слухом, ни голосом, но при этом упорно меня, значит, подталкивающие к творчеству.
03:52-03:53 Это очень чудно.
03:54-04:00 В частности, мой друг Слава Шубин…
04:01-04:01 Вот ему привет передам.
Мария: 04:02-04:02 Да, обязательно!
Федор: 04:03-04:06 С которым мы много лет дружны, и вот все эти годы он меня всё время подталкивает.
04:07-04:10 И я могу вам даже рассказать, как впервые возникла идея петь.
Мария: 04:11-04:12 Да, вот нам как раз это и нужно.
Федор: 04:13-04:20 Притом идея такая, знаете, мы были на медицинской выставке…
Мария: 04:21-04:21 То есть он тоже врач?
Федор: 04:22-04:30 По образованию он врач и тоже выпускник нашего же Второго медицинского, как и я, медико-биологического факультета, но он бизнесмен.
04:31-04:35 Он много лет в бизнесе, владелец своей компании.
04:36-05:02 И мы как-то были на медицинской выставке здравоохранения традиционной, я уже не вспомню, какой это был год, и там был очень интересный стенд компании «Электрон», где стоял белый рояль, и за белым роялем сидел совершенно потрясающий пианист Александр Каган – очень известный аккомпаниатор, пианист, импровизатор.
05:03-05:11 И, конечно же, все к нему подходили во время выставки, потому что Александр играл всё, с удовольствием подыгрывал, когда кто-то что-то пел, какие-то песенки, это было здорово.
05:12-05:18 Надо сказать, что очень хороший, как сейчас скажут, маркетинговый ход, и поэтому у этого стенда…
Мария: 05:19-05:19 Да, на медицинском…
Федор: 05:20-05:22 Да, у этого стенда очень много народа собиралось.
05:23-05:35 А потом, когда выставка уже закончилась, и кто-то подошел с партитурой, притом это Пуччини партитура была, ария Каварадосси, и Каган…
Мария: 05:36-05:36 Так, так.
Федор: 05:37-05:44 …значит, начал играть, этот молодой человек начал петь, и он пел довольно хорошо, уверенно.
05:45-05:54 Но а Славка, мой друг, мы стояли, так уже собралась толпа, он меня подталкивал под локоть и говорил: «Ну что, ты так сможешь?»
05:55-05:57 А я говорю: «Нет», говорю: «Так нет».
05:58-05:58 Он говорит: «А как?»
05:59-06:00 Я говорю: «Я лучше спою».
06:01-06:05 Вот, конечно, это наглость, но с тех пор, по сути, да, я начал петь.
06:06-06:09 Потому что мне очень понравилось тогда общаться с Александром Каганом.
Мария: 06:10-06:11 Но вы с ним так и не спели, да, в тот момент?
Федор: 06:12-06:12 Почему?
Мария: 06:13-06:13 Спели?
Федор: 06:14-06:19 Да, мы с ним попели очень хорошо, и надо сказать, он мне наговорил много хороших слов.
06:20-06:28 То есть это было очень интересное взаимодействие, вот это был мой, наверно, такой первый опыт общения с настоящим…
Мария: 06:29-06:29 Музыкантом?
Федор: 06:30-06:36 Музыкантом, да, и который, в общем-то, очень хорошо как-то так и по-доброму обо мне отозвался.
06:37-06:39 Ну поём-то мы все в той или иной ситуации, правильно?
Мария: 06:40-06:54 Но вы настоящий музыкант, я хочу вставить слово, что мы уже несколько лет сотрудничаем с Федором, и это настоящий музыкант, который если берёт, то он делает всю фразировку, всю стилистику.
06:55-07:00 То есть речь о том, что это просто человек, который там начал в 50 лет петь, нет, – это настоящий музыкант.
Федор: 07:01-07:08 Ну, потому что, понимаете, я доктор в первую очередь, а мы все дотошные, мы все перфекционисты, мы работаем над…
Мария: 07:09-07:09 Ну да, это всё…
Федор: 07:10-07:16 Да, мы не можем ошибаться, и каждая наша ошибка очень тяжелая, понимаете, мы свои ошибки все помним.
07:17-07:28 Поэтому и это касается, это отражается на всех, наверно, наших действиях врачебных, потому что я даже когда вожу машину, я ловлю себя на том, что я не могу не включить поворотник, понимаете.
Мария: 07:29-07:30 Потому что вы видите последствия.
Федор: 07:31-07:38 Потому что если я что-то делаю, я всегда делаю по правилам, вот точно так, как оно должно произойти, и иначе нельзя.
07:39-07:52 Однажды мне один милиционер объяснял, что я не так произвел маневр, а я ему говорю: «Вы не представляете себе, я не могу этого сделать, это противоестественно для меня, я не умею просто так» то, о чём он говорил.
07:53-08:02 Потому что я всегда исполняю то, что надо исполнить, – это привычка, привычка работать теперь уже да, соответственно, над произведением, над нотами, над фразировкой и так далее.
Мария: 08:03-08:04 Да, я в этом убедилась.
Федор: 08:05-08:11 Вот был первый такой опыт – это была медицинская выставка, это мой друг Слава Шубин, это Александр Каган.
08:12-08:13 Вот, наверно, кто так вот…
Мария: 08:14-08:14 Красавцы!
08:15-08:17 Спасибо Шубину, спасибо Кагану!
Федор: 08:18-08:18 Да.
Мария: 08:19-08:22 Это просто великолепно, что миру подарили такого талантливого человека.
Федор: 08:23-08:35 А дальше было: опять же друзья, опять же тот же Шубин меня подтолкнул, во-первых, пойти на российский этап отбора к Чемпионату мира по караоке.
Мария: 08:36-08:36 Так.
Федор: 08:37-08:41 Именно Славка меня чуть ли не за руку туда вытащил, и, в общем-то…
Мария: 08:42-08:43 И вы стали в результате?
Федор: 08:44-08:45 Ну там было два чемпионата подряд, то есть в одном…
Мария: 08:46-08:47 То есть чемпионом России?
Федор: 08:48-08:49 Я не стал чемпионом России.
08:50-08:56 Это отдельная история, длинная, но так получилось, что я был представителем России на Чемпионате мира.
08:57-09:03 Сначала на одном я был и вошёл в десятку, а на следующем я стал вторым.
09:04-09:04 Вот так вот.
09:05-09:08 Теперь меня можно величать – вице-чемпион мира по караоке.
09:09-09:16 Но чтобы все понимали, это не по пьяному пению, а это достаточно серьезные международные соревнования по любительскому пению среди любителей.
Мария: 09:17-09:20 Но я видела, как это проводится, это проводится не хуже, чем Евровидение.
Федор: 09:21-09:22 Ну, конечно, не с такой помпой.
Мария: 09:23-09:23 Очень глобально.
Федор: 09:24-09:37 Хотя по глобальности, по охвату аудитории – шире, чем Евровидение, потому что там же представлены и Соединенные Штаты, и Австралия, и Латинская Америка, то есть очень…
Мария: 09:38-09:40 Я поэтому и говорю, что это очень большой круг.
Федор: 09:41-09:42 Да, в общем, это был очень интересный опыт.
Мария: 09:43-09:44 Я вас поздравляю!
09:45-09:46 Это хорошая награда, хороший уровень.
09:47-09:49 И что дальше произошло с вами вот после караоке?
Федор: 09:50-10:00 А дальше, а дальше опять же с подачи друзей, не иначе, это всё так, потому что я сам никогда не пойду выступать, это не моё.
10:01-10:06 Я не обладаю достаточным количеством наглости и честолюбия, для того чтобы выйти.
10:07-10:13 Потом я поучаствовал в очень интересном телевизионном шоу «Україна має талант», это было на Украине.
Мария: 10:14-10:14 Да, это было.
Федор: 10:15-10:23 Куда меня позвали, скажем так, вот канал телевизионный (канал СТБ), который проводил это шоу.
10:24-10:37 И надо сказать, что опять же я не собирался туда ехать, но у меня был побудительный мотив, я подумал, что я всё-таки какое-то время и жил в Киеве, мне очень нравился этот город, у меня там были друзья, а потом они подрастерялись.
10:38-10:45 И я вдруг подумал, что если я выйду, и на телевидении меня увидят, то вполне возможно, что найдутся мои друзья.
Мария: 10:46-10:46 А нашлись?
Федор: 10:47-10:47 Нашлись, да.
10:48-11:00 Поэтому это как раз для меня был мотив такой не побеждать, да я и не понимал, что это за шоу, просто мне, когда сказали, что будет проводиться вот этот отбор в оперном театре – в Киевской опере…
Мария: 11:01-11:01 Вам это понравилось?
Федор: 11:02-11:06 Я сказал: «Ну, конечно, я поеду просто ради того, чтобы выйти на эту сцену».
11:07-11:13 Когда тебя ещё пустят спеть хоть что-то в этом театре?
11:14-11:14 И так и получилось.
11:15-11:22 Мы, кстати, с моим же другом Славкой поехали, и там я дошел до финала, я был финалистом.
11:23-11:26 Это весьма почетно, тут уже даже какие-то…
Мария: 11:27-11:31 А можете сказать, вот по ходу, скажем, «має Україны», что вы чувствовали?
11:32-11:42 Как менялась ваша личность именно с точки зрения вот того, что, как вы говорите, вас туда затащили, но, я думаю, что вот это желание всё-таки выступать на сцене, оно появилось?
11:43-11:44 Это ж всё-таки вкусно.
Федор: 11:45-11:45 В тот момент, пожалуй, нет.
Мария: 11:46-11:46 Нет?
Федор: 11:47-11:52 Нет, вы знаете, и тогда ещё нет, но было очень интересно.
11:53-12:01 Просто было безумно интересно, потому что поначалу я приехал с одной мыслью – выйти на сцену Украинского оперного театра (Государственного оперного театра).
Мария: 12:02-12:02 И уехать?
Федор: 12:03-12:06 Спеть, собрать вещички и умотать обратно в Москву, потому что…
Мария: 12:07-12:07 Вам не дали собрать вещи?
Федор: 12:08-12:11 Да, и оказалось, что я прошел дальше и потом ещё дальше.
12:12-12:25 А дальше было очень интересно, потому что я впервые увидел, что такое телевидение, работа, вот эта «кухня» большого шоу – очень профессионального, очень интересного шоу, бесспорно.
12:26-12:31 Я не буду тут говорить, как дальше, как это всё проводится и так далее.
Мария: 12:32-12:32 Ну, конечно, конечно.
Федор: 12:33-12:33 Но эта их «кухня» потрясающая.
Мария: 12:34-12:43 Меня больше интересуют вот ваши чувства и ваши ощущения, ведь вы же доктор, вам, вероятно, пришлось там что-то с работой решить на время?
Федор: 12:44-12:44 Ну да, было такое.
12:45-12:58 Понимаете, это затягивало в том плане, что когда ты находишься внутри вот такой большой системы, которая вся крутится, работает, где очень много действительно талантливых и креативных людей…
Мария: 12:59-12:59 Однозначно.
Федор: 13:00-13:01 Очень много, я ничего не могу сказать, было…
Мария: 13:02-13:02 Иначе бы его не было.
Федор: 13:03-13:16 Было безумно интересно и доходило периодически и до ругани там, но не до рукоприкладства, но я там всё бросил и сказал: «Я ушел или я пою «Богемскую рапсодию» всю или никакую».
13:17-13:22 Значит, потому что они хотели, чтобы я исполнил «Богемскую рапсодию», но в очень урезанном варианте, потому что телевизионный формат не позволял там, минуты три, что ли.
Мария: 13:23-13:24 А там шесть минут где-то, да?
Федор: 13:25-13:25 Она шестиминутная, да.
13:26-13:36 И, в общем, потом был поиск консенсуса, ругань и так далее, но мы всё-таки сделали из неё какой-то урезанный кавер, но я никак сначала не мог с этим смириться.
Мария: 13:37-13:37 Ну понятно.
Федор: 13:38-13:44 Потому что есть логика определенная в этом произведении, есть философия и так далее, и вдруг это всё комкается.
13:45-13:48 Но то, как оно было сделано, и сам можно увидеть этот сюжет…
Мария: 13:49-13:49 Очень талантливо.
Федор: 13:50-13:50 Да, да, да.
13:51-14:06 Великолепная режиссерская работа, великолепная операторская работа, хор, который притащили, фаер-шоу, которое, я не знаю, они притащили в течение суток, из Германии привезли эти вот установки, огнеметы эти и так далее.
Мария: 14:07-14:08 Это было очень неожиданно и очень красиво.
Федор: 14:09-14:10 Да, и главное, что это в очень сжатые сроки.
14:11-14:15 И вот я, когда увидел всю вот эту именно, как эта делается картинка.
Мария: 14:16-14:16 Заболели?
Федор: 14:17-14:20 Я не заболел, но мне очень понравилось, потому что это действительно здорово.
14:21-14:29 Хотя, с другой стороны, ещё один аспект: я иду, да, на меня свалилась на следующий день слава после этого полуфинала, после исполнения «Богемской»…
Мария: 14:30-14:31 То есть вы выходили на улицу и вас узнавали?
Федор: 14:32-14:42 Со мной все фотографировались, брали автографы, на улице Саксаганского, как сейчас помню, пробка организовалась, потому что граждане, значит, начали выбегать из машины, а я просто шел по улице.
14:43-14:44 И бросаясь: «Ах, вы, Федор Рытиков?»
14:45-14:48 Я говорю: «Да, боже, что случилось?», а оказывается вот.
14:49-14:51 Вот это воздействие телевидения на людей.
14:52-14:57 И на самом деле это меня испугало, потому что я увидел, как телевидение может управлять сознанием больших масс людей.
Мария: 14:58-15:00 Ммм, интересно.
Федор: 15:01-15:02 Именно тогда я это увидел.
15:03-15:07 Это был 2011 год и…
Мария: 15:08-15:10 То есть вы уже известный человек шесть лет?
Федор: 15:11-15:13 Ну можно сказать так, ну я не знаю.
Мария: 15:14-15:15 Что вас останавливают на улице?
Федор: 15:16-15:16 Ну так было.
Мария: 15:17-15:17 Поняла.
Федор: 15:18-15:25 Сейчас уже реже, но зато хорошо: украинские пограничники пропускали, то есть многие до сих пор помнят ещё эти сюжеты.
15:26-15:27 Нет, было всё очень здорово и красиво.
15:28-15:31 Вот это, наверно, был первый такой профессиональный опыт.
15:32-15:35 И понимаете, если Чемпионат мира по караоке – это был такой для меня путь…
Мария: 15:36-15:36 Любительский.
Федор: 15:37-15:37 …любителя, да.
15:38-15:39 Я вышел на сцену, спел и ушел, да?
15:40-15:43 То здесь была вот работа в коллективе и создание некоего…
Мария: 15:44-15:45 Но там целая машина, целый завод на вас работал.
Федор: 15:46-15:46 Да, да.
15:47-15:53 И тут уже я понял, что мало того, именно тогда я понял, что, наверно, надо развиваться, потому что…
15:54-15:59 Ну сейчас я уже смотрю на это и немножко мне, ну я вижу все свои недочеты хорошо.
Мария: 16:00-16:00 Ну да, да.
Мария: 23:52-24:12 Да, я хотела бы ещё сказать о том, что когда я впервые услышала Федора, у меня было ощущение, что его сейчас разорвут по кускам и пригласят в Большой театр, в Театр там Киева тоже большой, и так далее.
24:13-24:20 И я была совершенно потрясена тем, что Федор до сих пор работает врачом.
24:21-24:24 Мне, правда, повезло, почему?
24:25-24:35 Потому что я считаю, что на такого человека вот реально толпы бы ходили, как, например, там на «Евгения Онегина», на Ленского, понятное дело.
24:36-25:03 И реально, когда Федор начинает петь, сейчас мы уже некоторое время вместе как бы сотрудничаем, и реально мурашки, реально ты не можешь этого забыть, реально этот голос остается в памяти, и ты влюбляешься в этот голос, и ты понимаешь, что мало кто оставлял в тебе такой след.
25:04-25:28 И, возможно, это моё ощущение, возможно, это ещё и возраст, возможно, это опыт докторский, именно как доктора, у которого много тоже переживаний, много заботы о людях, которых вы лечите, и вот это понимание сложностей мира, может быть, вот этот хороший вкус.
ИНТЕРВЬЮ МАРИЯ ГЕОРГИЕВНА И СВЕТЛАНА ФЕОДУЛОВА — САМОЕ ВЫСОКОЕ СОПРАНО МИРА
УНИКАЛЬНОСТЬ ГОЛОСА СВЕТЛАНЫ/ УЧАСТИЕ В ШОУ ГОЛОС
Мария: 00:00-00:07 Итак, «Белая магия с Марией Струве», и сегодня у нас необычный гость.
00:07-00:19 У нас сегодня оперная певица с очень-очень красивым и высоким голосом, с очень высоким голосом, мы раскроем некоторые секреты — Светлана Феодулова.
Светлана: 00:20-00:21 Добрый день!
Мария: 00:23-00:24 У меня к вам вопрос!
0:24-0:30 Многие люди мучаются, чтобы достать какие-нибудь высокие ноты.
00:30-00:43 Я много ваших записей видела, и мы с вами много общались, даже вместе выступали, и у меня ощущения, что, когда вы поёте чуть-чуть выше — вам легче.
Светлана: 00:43-00:44 Совершенно верно!
Мария: 00:45-00:46 Когда вы поёте ниже, вы всё-таки как-то работаете.
Светлана: 00:47-00:47 Ага.
Мария: 00:48-00:51 Вот как это может быть, ведь люди боятся высоких голосов и высоких нот.
00:53-01:05 Расскажите, пожалуйста, как это вам удается и мне бы очень хотелось узнать, почему вас называют самим высоким оперным голосом в мире?
Светлана: 01:07-01:13 Ну дело в том, что здесь природа со мной сыграла такую шутку, я думаю, что хорошую шутку, спасибо ей большое за это.
01:14-01:32 Потому что для меня действительно всё всегда наоборот, для меня всегда достаточно сложно являлась середина, то есть средний регистр, и там действительно мне приходиться делать усилия, чтобы и следить как нотка попадает туда.
Мария: 01:32-01:33 То есть мне не показалось?
Светлана: 01:33-01:34 Абсолютно верно, вы всё точно сказали!
01:35-01:41 Действительно в высоких нотах я чувствую себя так легко и свободно, как обычное сопрано чувствует себя на середине.
01:42-01:45 И когда я болею, у меня высокие ноты есть всегда.
Мария: 01:46 -01:47 Потрясающе!
Светлана: 01:48-01:52 Когда я с утра встала, я могу петь только на высоких нотах, а середина у меня может не смыкаться.
01:52-01:53 Представляете вот эту середину?
01:54-01:57 Внизу мне так же легко, как бы голос крайности.
01:58-02:05 Есть достаточно низкие ноты внизу и есть совершено бесконечный практический верх.
Мария: 02:05-02:06 А можно показать, сейчас утро?
Светлана: 02:07-02:15 Да конечно, сейчас утро (демонстрация голоса).
02:15-02:21 А вот середина уже такая (демонстрация), пошел такой утренний не распетый песочек. >
Мария: 02:21-02:22 Потрясающе!
Светлана: 02:23-02:24 Вот оно и очень наглядно.
Мария: 02:24-02:26 Вот видите наглядно, в живую, утром.
Светлана: 02:27-02:34 На концертах я никогда не переживала за высокие ноты, они всегда у меня выстрелят, прозвучат, попадут. — ВСТАВКА
02:36-02:44 Ну конечно, там тоже есть свои некоторые нюансы, может волнение, очень тонкое какое-то смыкание, там уже всё очень, можно сказать …
Мария: 02:44-02:45 Филигранно?
Светлана: 02:46-02:47 филигранно, да, совершенно верно!
02:47-02:52 Поэтому волнение или ещё что-то, может на это повлиять, но тем не менее, я всегда переживала за середину.
02:52-02:59 В любом произведении все ровно есть эта середина, и вот именно она могла где-то там пролететь, где-то не опереться.
03:01-03:03 Дело в том почему это происходит?
03:05-03:20 Я по своим ощущениям знаю достаточно в низких нотах, в нижнем регистре очень хорошо активно подключается грудной резонатор и практически только там звук.
03:22-03:31 И вот у колоратурных сопрано, когда чистая колоратура, не лирика колоратурная, где вот такая смесь, там как раз голос кресто.
03:22-03:34 Внизу он только в грудном резонаторе, а на верху только в головном.
03:35-03:40 Поэту серединный переход разделяется и очень сложно сделать этот мягкий переход, и она может где-то проскочить.
03:41-03:44 Она где-то здесь звучит, то тут, а разных местах.
03:45- 03:59 Но это дело техники, поэтому основное моё обучение состояло именно в том, чтобы сгладить середину, средний регистр, работала практически на невысокие ноты.
Мария: 04:00-04:01 Везёт же людям.
Светлана: 04:02-04:03 Ну как сказать.
Мария: 04:03-04:16 Хорошо Светлана, давайте расскажем нашим зрителям про то, как вы установили рекорд и как вы попали в книгу рекордов Гиннеса, и кем вы там являетесь.
Светлана: 04:17- 04:26 Ну здесь на самом деле очень много разных факторов, которые сыграли роль и меня подтолкнули на эту идею.
04:27-04:36 Первая основная являлась та, о которой достаточно часто рассказывала, что педагоги не верили, что я могу петь столь высоко.
04:36-04:40 И действительно это была для меня проблема.
Мария: 04:40 -04:41 Что значит не верили?
Светлана: 04:42-04:42 Ну вот так!
04:43-04:46 Я прихожу, допустим, к вам на урок и говорю: «Распойте меня до соль ля четвёртой октавы».
04:49- 05:02 И все педагоги были: «Девочка ты что, туда никто не поет, там не может смыкаться голос», и знаете, мне уже высказывали такие моменты: «Ты, наверное, неграмотная; ты, наверное, что-то путаешь, перепутала».
05:02-05:12 И действительно, когда высоко поёшь мне легко, педагог в принципе это чувствует, но каждый педагог несёт ответственность, и они боялись.
Мария: 05:13-05:13 Идти в верх?
Светлана: 05:14- 05:14 Да, идти в верх.
05:15- 05:24 Поэтому останавливались где-то на соль, может си третьей октавы, говорили: «Всё, стоп, хватит! Мы видим, что ты легко поёшь, но не надо. Зачем?»
Мария: 05:25-05:27 Тем более в музыке практически не встречаются эти ноты.
Светлана: 05:28-05:30 Но в принципе не встречаются, ни в одной вокальной
Мария: 05:31-05:33 Фа, возможно фа диез где-то встречается?
Светлана: 05:34-05:34 В четвёртой нет.
Мария: 05:35-05:35 Нет, в второй.
Светлана: 05:36-05:36 В третьей!
Мария: 05:37-05:37 Ой извините, да в третьей.
Светлана: 05:38-05:38 Совершенно.
05:38-05:39 Ля встречается лакме — это есть.
05:39-05:47 Поэтому меня останавливали, что мне очень мешало технически.
05:48-05:56 Мне для того, чтобы в кукле, допустим, спеть уверенно, крепко, хорошо, чтобы нотка встала в третьей октаве, мне нужно было в четвёртую залезть.
05:56-06:02 Нужно было дораспеться, при чем мне нужно было это сделать так, чтобы я об этом не знала, что это уже четвёртая октава.
06:02- 06:15 Я отворачивалась от педагога, а он тоже этого не понимал и возникали такие трудности, когда тебя педагог останавливает и говорит, что следующее — это уже очень высоко.
06:15-06:16 Всё — я дальше петь уже не могу.
Мария: 06:16-06:17 Высоко же!
Светлана: 06:18-06:20 Да, высоко и меня уже напугали.
06:20-06:28 И мне вот это не нравилось, и решила с этим побороться таким образом, чтобы установить рекорд Гиннеса и получить этот диплом.
06:29-06:35 Чтобы было уже совершенно нормальный доказанный факт того, что это уникальная способность
Мария: 06:36-06:38 Это в самом деле уникальная способность?
Светлана: 06:39-06:44 Да, чтобы к этому уже относились, что я действительно грамотная, что я ничего не перепутала.
06:44-06:48 Просто ко мне относились как к уникальной ученице, ни как ко всем.
06:48 — 06:52 И именно из-за этой уникальности мне это нужно было.
06:52-07:09 И действительно, когда я это сделала, и когда среди педагогов стала известно о моем дипломе, никогда больше не вставало никаких вопросов, даже наоборот педагоги мне всегда давали дорогу вперед: «А как тебе удобно распеваться?», «А как ты привыкла? Расскажи!».
07:10-07:11 Им стало интересно работать с этим голосом.
07:12-07:20 Работали очень аккуратно, потому что раньше немножечко навязывали: «Вот я уже столько вокалистов воспитала, и они у меня пели по методикам».
07:21-07:24 А у меня на верх как-то подымается гортань и мне не удобно.
07:24-07:35 Вот это конкретное упражнение мне не подходило и когда мне говорили: «Ты знаешь, что я профессор? Вот делай так, я уже многих воспитал».
Мария: 07:36-07:39 Я правильно понимаю, что у этого профессора не было такого голоса? То есть он в самом деле уникальный?
Светлана: 07:40-07:41 Да, а когда у меня появился диплом…
Мария: 07:42-07:44 Вас начали уважать и считаться?
Светлана: 07:45-07:58 Даже не то, чтобы уважать, а просто относится немножко к тому, что здесь может не подойти стандарт и давали возможность уже пробовать какие-то нестандартные штуки.
08:00-08:10 Аккуратно очень к голосу относиться, потому что понимали, если здесь сопрано дать, на продув или на продых какое-то упражнение, то здесь эта девочка может сорвать себе голос с этим упражнением.
08:13-08:21 То есть не все упражнения действительно подходили, а какие-то запрещённые приёмы иногда наоборот, все было вот так неоднозначно.
08:22-08:32 И нашла я своего педагога, который смогла собрать, и очень много проблем было с голосом, которые она смогла решить.
Мария: Решить, угу
Светлана: Решить, да.
Мария: 16:34-17:06 Вы меня растрогали, у меня к вам вопрос, я знаю, что вы участвовали в Голосе и совершенно уникальный номер стоит в ютубе — куклы Олимпии из сказок Гофмана и, на сколько я помню, там ля би моль третьей октавы, но он был как-то очень легко спет, просто очень легко спет.
17:07-17:11 И что я ещё хотела спросить Вас — почему вы там танцевали?
17:12-17:14 Вы там ходите на пуантах, вы же вроде оперная певица?
17:16-17:22 Как это вообще произошло и, наверное, несколько слов о Голосе.
Светлана: 17:23-17:30 Вот видите, попала я в команду Градского, не просто так туда пошла, на самом деле, не первое вот это вот выступление и двигало.
17:31-17:38 Я очень хотела к нему в команду и познакомиться с ним лично, в воспоминаниях вот эта наша первая встреча на самом деле, очень интересно.
17:39-17:43 И что касается куклы на пуантах- ну в этом вся моя суть, я не ищу лёгких путей.
17:44-17:52 Мне очень нравится делать необычные номера, очень нравится не только петь на сцене-передавать классическую музыку, мне интересно, конечно, оставить качество исполнения.
17:53-18:02 Вот всегда моё желание оставить качественное исполнение, но при этом сделать удивительный номер и удивить ещё людей.
18:03-18:06 Во-первых, я знаю, что может через этот номер люди, которые далеки немножечко от классической музыки, не соприкасались с этим в своей жизни.
18:07-18:28 Может быть они немножечко присоединяться в наш клуб любителей, потому что действительно мне очень многие писали именно после куклы, что вы знаете, нам теперь очень интересно сходить в оперный театр оказывается, и на сказки Гофмана, и на волшебную флейту.
18:29-18:38 То есть в общем-то люди действительно как — то немножко прониклись эти жанром, если его преподносить достаточно развёрнуто.
Мария: 18:39-18:43 Ну это наша цель на самом деле, потому что понятно, что не все слушают классическую музыку.
18:44-18:53 Но в своё время три тенора, и мы знаем всю эту историю- они вышли на огромную публику именно классикой, именно как шоу.
18:54-18:56 Ваша кукла-это потрясающее и кто вас заставил танцевать?
Светлана: 18:57-19:02 Меня никто не заставлял на самом деле, этот номер я уже делала ранее, но достаточно на небольших площадках, как тренировочные.
19:03-19:10 И здесь вот впервые на голосе он показал себя во всей красе, мы его продумали как номер.
19:11-19:17 На самом деле у меня вот какая-то мистика в моей жизни существует, что мне приснилась эта кукла.
19:18-19:30 Мне приснилась, что я режиссёр и я сама режиссирую, и я танцую свой номер на сцене на пуантах и я придумываю этот номер.
19:32-19:43 И я на столько была заражена этим номером, на столько он меня одухотворил и вдохновил это сон, что, когда я проснулась, поняла, что номер готов на самом деле.
19:44-19:49 Эта идея как-то вот пришла из неоткуда.
Мария: 19:50-19:50 То есть это было за несколько лет до этого?
Светлана: 19:51-19:51 Да, это было приблизительно за год.
Мария: 19:52-19:52 И что вы год танцевали?
Светлана: 19:51-19:53 Да, я пошла заниматься балетом, то есть я поняла, что хочу это сделать.
19:54-20:15 Я пришла к хореографу, сказала, что хочу танцевать на пуантах, и он посмотрел мои ножки, сказал, что по структуре это в принципе возможно, потому что иногда это физиологически невозможно, там допустим нужна балетная нога.
20:15-20:17 Вот мне повезло с природой, что балетная нога.
20:18-20:18 Он сказал, что это возможно, но нужно тренироваться.
Мария: 20:19-20:21 Я знаю, меня в детстве отвели и сказали, что не балетная нога.
Светлана: 20:26-20:35 Мне вот так вот повезло, и я стала заниматься, ну кто занимается балетом меня поймёт, мне стали ломать ноги, грубо говоря выворачивать.
20:35-20:37 Я занималась полгода.
Мария: 20:38-20:38 А сколько вам тогда было лет?
Светлана: 20:39-20:42 Мне было уже 18 или 19 где-то так, ну около 20 может быть, это было за год за полтора до участия в Голосе.
20:43-20:50 Вот я стала заниматься этим достаточно регулярно, дома тоже, я поставила себе задачу и мне это стало так интересно.
20:51-20:52 Но потом стал второй вопрос научиться петь на пуантах.
20:53-21:16 Одно дело на них встать, а научиться петь- вот это было сложно я могу сказать, потому что голос не вставал в диафрагму, всё зажимается, прижимается, и я как бы нашла эту позицию.
21:17-21:26 И есть такие секреты, которые я как бы исполняю, которые позволяют даже ещё легче петь эти высокие ноты, стоя на пуантах.
21:27-21:29 Но там есть определённые сложности, которые нужно соблюдать.
Мария: 21:30 -21:50 Номер получился изумительный и я всем советую в ютубе посмотреть, набрать Светлана Феодулова Голос и там вот эти 2 номера первый и второй просто выходят.
21:51-22:00 И куклы конечно очаровательные совершенно и как вы там ломаетесь и глаза, и мимика, и причёска, и костюм и пуанты- они конечно затмевают всё.
Светлана: 22:00-22:09 ну там не было к сожалению возможности, разойтись, потому что там, ну вы знаете, когда телевидение снимает, есть точки, где ты должна стоять, поэтому там не было возможности сделать определённые вещи.
Мария: 22:10-22:15 То есть вы могли ещё что-то сделать?
Светлана: 22:16-21:26 Да и вот поэтому на концертном выступлении это смотрится интереснее, я на пуантах кручусь и подскакиваю, то есть мы доработали эту куклу.
21:27-22:34 В принципе изначально она была интереснее по номеру, но там уже в рамках телевидения, но все же на пуантах я это показала
Мария: Здорово!
МГ- 00:00 С Вами Мария Струве, сегодня мы общаемся о нашем предмете, а наш предмет — это голос. С замечательной, очаровательной певицей, актрисой, артисткой, просто удивительным человеком, это Сати Казанова.
СК— 00:22 Здравствуйте Мария! Для меня большая честь общаться с Вами, в таком формате интервью, я так понимаю, что Вы будете задавать мне вопросы, и я буду задавать Вам вопросы, если позволите. Да?!
МГ- 00:37 Да, я готова ответить конечно, всегда. Первый вопрос. – Какой голос у Вашего мужа, и как Вы его воспринимаете?
СК- 00:49 О, как интересно. Поскольку, он по профессии не певец, а больше я воспринимаю его голос в разговорной речи. Он у него больше бархатный, иногда с металлическим оттенком. Я чувствую за этим бархатом, крепкий стержень, который может быть, так скажем, и жестким, когда надо. Вот такое восприятие. Когда он говорит по-итальянски, у него особенно бархатный голос.
МГ- 01:22 Очень интересно. То есть, он у Вас в надёжных руках?
СК- 01:26 Полагаю, да!
МГ- 01:27 Я Вас поздравляю.
СК- 01:28 Спасибо большое.
МГ- 01:30 Мы поговорим о голосе. Конечно, наших зрителей, наших слушателей, интересует мнение, такого человека как Вы, у которого, большой опыт работы на сцене. Может быть Вам вопрос покажется странным. Но мне бы очень хотелось получить на него ответ. – Как Вы считаете, человек, который вышел на какую-то вершину, в шоу бизнесе, в опере, в вашем случае в шоу бизнесе, и достиг больших результатов. Мне очень интересно именно Ваше мнение. По поводу голосов Мира. Голосов людей, допустим, голосов оперных певцов, голосов ваших, и ваших друзей, которые работают в шоу бизнесе? Именно Ваше понимание, может быть, уровня голосов, уровня владения голосов? – И, наверное, вам, больше раскрыты какие-то секреты, каких-то внутренних вещей именно по голосу, именно в шоу бизнесе? Может какую-то сравнительную характеристику и понимание Ваше, голоса простых людей, которые, тоже поют, которые говорят в разных жанрах?
СК- 02:59 Очень, очень интересный вопрос. Вообще, голос как субстанция, к моему сожалению и к Вашему, я знаю, как правило, не рассматривается людьми, как инструмент воздействия на настроение, умы, психику и даже душевное состояние. Голосом можно делать такие вещи, которые даже трудно себе представить. И об этом люди даже не думают, они это даже не рассматривают как явление. Думают, ну поёт — и поёт себе. То поверхностное, очень маленькое восприятие использование голоса в жизни, которая сейчас происходит, оно настолько ничтожно мало. Это как маленькая верхушка огромнейшего айсберга. В своё время, я начала читать, и кстати, не разу не дочитала, прерывалась…Есть такая книга, называется – «Мистицизм звука», это одна из немногих научных работ, научно-философских работ, такого замечательного мыслителя, философа, музыканта, композитора – Хаврат Иноятхам. Это индийский, но может быть, у него есть ещё какие-то другие корни, но он индиец. Он жил в девятнадцатом веке, он дружил со Скрябиным, с младшими Толстыми, он приезжал в Россию, они пытались ставить оперу.
МГ- 04:41 Как интересно.
СК- 04:42 Это очень интересно. И он наблюдал, как феномен звука, как такового. И среди прочих звуков, он отличал голос, как самый сильнейший инструмент. Когда я читала его книгу, у меня были такие изречения, — (да, я же знала, я знала об этом). Это потому что, какие-то голоса. Меня заставляют плакать, какие-то, покрываться мурашками, какие-то вообще никак, а какие-то мне не приятны и мне хочется убежать или сказать, — пожалуйста, замолчи. Лет 7 назад, когда это всё мне начало приходить как информация, так как на запрос, всегда приходит информация. Я начала это всё собирать, копить. Для меня стало самым Важным, уметь воздействовать на людей, так, чтобы мой голос обладал только созидательным воздействием, гармонизирующим воздействием, доставляющим наслаждение, радость, мурашки, трепет, вот это всё. У меня был опыт несколько раз, когда на концертах… — я перечислю певцов, которые доставили мне это наслаждение, это был Николай Носков, я просто рыдала, когда однажды была на концерте с симфоническим оркестром, я рыдала от наслаждения, от этого экстаза. Это было настолько эстетически духовно, глубоко и красиво, и я подумала, господи, я хочу петь, и доставлять людям, подобные эмоции. Потому что, нет ничего дороже, этих эмоций, чувств, которые мы друг другу дарим. Лара Фабиан мне доставила такие удовольствия и Селин Дион. Не много, не много таких артистов. И когда я слушаю мантры, потом мне начал открываться Мир мантр. Как правило, мантры поются людьми, которые понимают, о чём они поют и для чего они поют. Сами звуки мантры, это санскрит, это определённые сочетания этих звучаний слогов, которые тоже дают определённое воздействие. Моё знакомство с мистицизмом звука и эта моя практика, началась именно с мантры. Когда же, 6 лет назад, мы с Вами познакомились, и выявили для меня, просто чудом, которое владеет, инструментами как это сделать. Я тогда только мечтала, — но не ужели, не ужели нет на Земле человека, который сможет технически сделать это, довести…потому что, я пела и не могла технически, достичь определённого состояния, определённой свободы голоса, чтобы я могла сделать, то самое, о чём я мечтаю.
МГ- 07:26 Чтобы как раз не думать о голосе, уровень техники должен быть такой, чтобы человек мог эти пользоваться и не думать об этом.
СК- 07:33 Да-да!
МГ- 07:34 Конечно!
СК- 07:36 Вот, наше с Вами знакомство, всё поставило на места. Вы дали инструмент и даёте инструмент. Конечно, его надо усовершенствовать, поддерживать, усиливать. НО я уже назад не скачусь.
МГ- 07:53 Вот как раз следующий вопрос, который истекает из этого. Я бы хотела и для наших зрителей прояснить этот вопрос. – Как Вы думаете, познакомившись с технологией Марии Струве, есть ли путь назад к тому, чтобы её не использовать?
СК- 08:11 Это как велосипед, однажды научившись кататься на велосипеде, нельзя это забыть. Правда, я не знаю. Это должна случиться очень серьёзная амнезия, что бы вы забыли, как это делать. Раз, это поймав, Вы уже садитесь, и автоматически… вот ровно так же и с технологией Марии Струве. Но, есть виртуозное использование или катание на этом велосипеде, так же, как и с голосом.
МГ- 08:39 Ну да, можно же просто кататься, … Сейчас как мы говорим, — наши студенты придумали новое название, — Мария Георгиевна, у Вас нано-технология.
СК- 08:48 Нано-технология, ой, здорово!
МГ- 08:50 Да!
СК- 08:51 Да.
МГ- 08:53 Спасибо за хорошие слова. И ещё один вопрос.
СК- 08:57 Да.
МГ- 08:58 Как Вы считаете, эта технология, именно правильного понимания голоса и использования на созидание. Вы согласны, что, технологии, которые я учу, именно управление голосом, она созидательна?
СК- 09:11 Абсолютно!
МГ- 09:12 То есть, она именно созидает голос, и у человека появляется вот это ощущение, как созидать вообще всё вокруг? И часто наши студенты говорят о том, что у них меняется Мир, после того как они увидели…изросточек вот этого голоса, сделать именно тем инструментом, который воздействует на человека очень позитивно. Как Вы думаете, нужно ли этому Миру, вообще изменить подход к голосу? В частности, благодаря этой технологии. – Пока я к сожалению, другой не вижу.
СК- 09:50 Абсолютно. Мне тоже в грусти, до знакомства с Вами, не доводилось знакомится ни с чем подобным. Может быть, есть какие-то кудесники, где-то тихая, о которых мы не знаем, и это очень жаль, что мы о них не знаем. Мы знаем о многих других, мы знаем многие другие техники, методологии и т.д. работы с голосом. Есть и книги, и научные работы, сэтрикс крутой американский. Я пробовала все это.
МГ-10:25 Там нет технологии.
СК-10:26 И это не помогало, и, что самое важное, ваша технология, она дает фундаментальное понимание, самое главное понимание, что голос, извините, это не просто звук, это сообщение, что ты сообщаешь своему слушателю. На занятиях с Вами Вы даете 1 мысль 1 информацию, которая оптимально для нас: ты классно поешь! Мы выпускаем звук ррр! И мы этим даем, когда мы в группе особенно занимаемся, такой message, такое сообщение: ты классно поешь! И когда человек поет и доносит: «Я вас люблю! Мир прекрасен! Ты мне дорог!», т.е. ты нужен миру, что-то такое. На тонком подсознательном надсознательном уровне эти вещи работают. Нельзя просто заниматься голосом как голосом, и Вы каждый раз об этом говорите. И я мечтаю и молюсь о том, чтобы мир пришел, наконец, к тому, что каждое слово, каждый звук — это большая ответственность. Мы не можем стоять и петь, а раньше я себе такое позволяла: могла стоять на сцене и что-то петь: «про любовь, про тебя», а сама думаю: но когда это все закончится, так завтра мне надо поехать туда, купить то, встретиться с тем. И как Вы думаете, что доходит до моего слушателя, когда я стою и думаю всякую фигню. Весь этот мусор моей голове.
МГ-11.53 Ну Вы понимаете, что, если Вы, допустим, не узнали до конца, как это делается и как вкладываться в голос, Вы бы этого не сделали.
СК-12:00 Нет.
МГ-12:01 Это же должно быть обучением, то есть понятно, что если человек не имеет обучения в какой-то области, например, в области технологии вокала, то он этим никогда не будет пользоваться. Мы сейчас учредили новую специальность, которой в этом мире еще не было. Правда кое-где уже заикались, но я представляю Вам сейчас: тренер — голоса- это новая профессия, тренер голоса. Люди как, люди приходят и начинают петь просто песни. Ну я думаю, сами тоже много учили песен именно с точки зрения: пой так, пой та. Распевания.
СК— 12:44 Да, какие-то упражнения.
МГ-12:44 У нас есть упражнения. Это совсем другое. Упражнения нацелены чтобы изменить голос. Распевания вроде как распеть. Что надо распевать, если голос уже есть.
СК-12:55 Голос, он есть по определению.
МГ-12:55 Да, его надо менять, то есть точка зрения, акцент совершенно другой. Акцент другой и получается, что петь, например, песни и говорить о каких- то стилях и так далее, это одна специальность, а тренировать чтобы был голос для того чтобы петь песни- это другая специальность.
СК-13:16 Удивительно! Да, да, я согласна.
МГ-13:17 Получается, что этой специальности, кроме наших педагогов, никто не обучен.
СК— 13:21 Чудесно! И таким образом, после вашей технологии человек может по желанию, пойти, например, в стилистическое направление классического вокала или джазового вокала, или современного rnb или соло-вокала. Классно!
МГ— 13:43 И получать опыт этого человека. Но если он не подготовил голос и не прошел тренировки по голосу, у него нет инструмента, с которым он может ездить, это как на запорожце на формулу 1.
СК— 13:58 Да, да! Вы знаете, это очень интересная мысль. Поскольку у меня был опыт занятий и академическим вокалом несколько лет я занималась в своей далекой молодости. И у меня был академический вокал, у меня чуть-чуть был народный вокал, у меня немного был джазовый вокал, и в большей части современный вокал, которым я уже обучалась, где придется как придется уже более опытным путем. Меньше с педагогами, но больше жизни, это я в ресторане пела, на сцене пела, в студии записывалась. И ваша методология, ваша технология, она абсолютно оптимально и уникально применима к каждому из них, потому что я помню.
МГ-14:45 Она универсальная.
СК-14:45 Да, мне недавно приходилось записывать песню этнического характера, и она здорово мне помогла. Мы с вами немного позанимались и буквально 2 раза после большого трехлетнего перерыва. 3 года перерыва! Обычно после этого люди вообще не поют. Мы позанимались 2 раза по часику, и я эту песня записывала совершенно иначе. Также у меня был маленький опыт чуть -чуть классическим вокалом спеть, мне здорово помогло. А сейчас на сцене на своих концертах поп-музыке я выживаю. Недавно я приехала с поездки, спала 2 часа, сразу же с самолета на сцену, 2 часовых концерта я отработала и пела я классно. Правда классно!
МГ— 15:32 И могли доносить мысль, не думая о голосе.
СК— 15:34 Да, я доносила вот это настроение! Что как здорово, что все мы здесь сегодня собрались и так далее! и меня очень благодарили и валили и спасибо за то, что этот вечер такой чудесный, за такой позитив, что ты нам подарила, и все это благодаря свободе, которую я получила относительно владения голосом. И передавания, самое главное, посредством голоса всего того, что я хотела передать.
МГ— 16:04 Как вы думаете будет жить мир, в котором все будут разбираться в правильном голосе, и какие артисты будут выходить в ТОП-ы, если человек, реально, не как сейчас реклама идет иногда, и мы удивляемся, почему на этого артиста ходят, он реально не поет, ничего не доносит. Если именно народ в большом количестве будет разбираться в технологиях вокала и понимать, какой голос настоящий. На самом деле, это сейчас наша цель для того, чтобы образовать весь мир в плане того, какой звук правильный, какой неправильный, какой агрессивный, не позитивный. Потому что есть закон, Вы же понимаете, зная то, что вы знаете и, если это не идет на созидание, это, естественно, идет на разрушение. И человек, который таким голосом поет, он разрушает этот мир, разрушает что-то внутри нас. И как вы думаете, как изменится мир, если они будут образованы в сфере вокала, будут правильно говорить, будут слышать хорошие голоса.
СК— 17:39 Боже, когда человек мало-мальски познает, это чуть-чуть дать ему информации, как только человек вкусил, почувствовал этот вкус, он уже никогда не применяет. Это как всю жизнь ешь пресную картошку, и тебе вдруг дали овощное рагу со специями, ароматную, классную, чуть подсоленную, и ты думаешь: «А! Ты ела невкусно всю жизнь!». Когда у людей нет выбора, не с чем сравнить, они не понимают. И еще важный момент, когда люди идут по синдрому толпы, просто потому что, не задумываясь, у нас, к сожалению, огромное количество людей на земле живет просто как роботы биороботы, они даже не задумывается о том, что они едят, что они слушают, что они вообще в себя вбирают.
МГ— 18:48 С телевидения как команды получают.
СК— 18: 49 Да, если бы были просвещены, они никогда бы не позволяли никому запихивать в себя всякое дерьмо.
МГ— 19:01 В том числе музыкальное. Ведь музыка звучит везде.
СК-19: 02 Абсолютно! Да! Именно. И мы с вами очень хорошо это знаем и давайте поделимся с теми, кому это интересно. Каждый человек воспринимает ровно то, к чему он готов на данный момент. Если человек в определенном состоянии настроении, скажем. Он крашен серым цветом, он будет способен воспринять только серый цвет. Если он окрашен красным цветом, он будет готов только красный свет, остальные, он как дальтоник, даже не будет видеть. Но если в нем есть вся радуга, если он развился до того, что в нем развита вся палитра цветов, он будет понимать: ага, вот это.
МГ— 19:49 Это хорошее, это плохое, это черное, это синее, это мне подходит, вот это я не хочу.
СК— 19:51 Да. И это называется самопознание самообразование самосовершенствование. Когда человек всем этим занимается, он может выбирать, он может брать то, что ему подходит и отвергать то, что ему не подходит, а не то что как он биоробот все в себя пихать. И то, о чем вы говорили, то, о чем спросили, может ли подобное просвещение в плане вокальные технологии в общем в музыке, как таковой, конечно, это поможет. То, что вы делаете, ваша миссия, ваш труд, я верю в то, что шаг за шагом, человек за человеком, лично по цыганской почте уже вкусивший волшебное яблоко будет бежать и рассказывать: » Ты знаешь! я такую вкуснятину ел!» И будет пытаться поделиться этим, и тот, который слушает, будет заинтересован, что же это такое, тоже хочу попробовать.
МГ-20:58 Вы сейчас сказали про цыган, у нас сейчас в Красноярске было 2 цыгана. Причем у них сам ансамбль шикарный и они пришли с проблемой: у руководителя у девушки немножко подсел голос, и она устает за время концерта, и она не может пробить это, она усилия прилагает. А мужчина перенес тяжелую операцию.
СК-21:22 На связки?
МГ— 21:23 В том числе. Ему задели связки. Он практически потерял голос. И мы из тяжелейшего состояния его вытащили за 4 дня, у него появилась разговорная речь, и он даже спел свою любимую песню и в какой-то момент, я слышала по очереди всех, и представляете, дошла до него, он спел следующая он поет, следующая, а он поет, он не мог остановиться.
СК-21:50 Как здорово! Знаете, Мария Георгиевна, если позволите, я хочу при всех поделиться и своими эмоциями, даже не своими. То, как люди, они плакали, они рыдали, они смеялись, какие у них были озарения, какие у них были ликования наблюдать, знаете, говорят, что порой чужое счастье наблюдать радостнее даже чем свое и, наверное, это высший пилотаж.
МГ-22:28 Надо тоже этому научиться.
СК-22:29 Я этому учусь с вами и у вас. То, чему вы обучаете, это не только про вокал, далеко не про голос далеко не только.
МГ-22:38 Я знаю.
СК-22:39 И очень хочется, чтобы люди это знали. Что чем бы человек ни занимался, будь то вокал, вышивание и так далее, если это нет миссии кому-нибудь доставить радость и счастье и что-то позитивное, это не имеет ценности, это бессмысленно.
МГ-23:05 И мы об этом знаем.
СК-23:07 Да.
Первый выпуск будет 2 апреля 2018 года в 19:00