МГ- 00:00 С Вами Мария Струве, сегодня мы общаемся о нашем предмете, а наш предмет — это голос. С замечательной, очаровательной певицей, актрисой, артисткой, просто удивительным человеком, это Сати Казанова.
СК— 00:22 Здравствуйте Мария! Для меня большая честь общаться с Вами, в таком формате интервью, я так понимаю, что Вы будете задавать мне вопросы, и я буду задавать Вам вопросы, если позволите. Да?!
МГ- 00:37 Да, я готова ответить конечно, всегда. Первый вопрос. – Какой голос у Вашего мужа, и как Вы его воспринимаете?
СК- 00:49 О, как интересно. Поскольку, он по профессии не певец, а больше я воспринимаю его голос в разговорной речи. Он у него больше бархатный, иногда с металлическим оттенком. Я чувствую за этим бархатом, крепкий стержень, который может быть, так скажем, и жестким, когда надо. Вот такое восприятие. Когда он говорит по-итальянски, у него особенно бархатный голос.
МГ- 01:22 Очень интересно. То есть, он у Вас в надёжных руках?
СК- 01:26 Полагаю, да!
МГ- 01:27 Я Вас поздравляю.
СК- 01:28 Спасибо большое.
МГ- 01:30 Мы поговорим о голосе. Конечно, наших зрителей, наших слушателей, интересует мнение, такого человека как Вы, у которого, большой опыт работы на сцене. Может быть Вам вопрос покажется странным. Но мне бы очень хотелось получить на него ответ. – Как Вы считаете, человек, который вышел на какую-то вершину, в шоу бизнесе, в опере, в вашем случае в шоу бизнесе, и достиг больших результатов. Мне очень интересно именно Ваше мнение. По поводу голосов Мира. Голосов людей, допустим, голосов оперных певцов, голосов ваших, и ваших друзей, которые работают в шоу бизнесе? Именно Ваше понимание, может быть, уровня голосов, уровня владения голосов? – И, наверное, вам, больше раскрыты какие-то секреты, каких-то внутренних вещей именно по голосу, именно в шоу бизнесе? Может какую-то сравнительную характеристику и понимание Ваше, голоса простых людей, которые, тоже поют, которые говорят в разных жанрах?
СК- 02:59 Очень, очень интересный вопрос. Вообще, голос как субстанция, к моему сожалению и к Вашему, я знаю, как правило, не рассматривается людьми, как инструмент воздействия на настроение, умы, психику и даже душевное состояние. Голосом можно делать такие вещи, которые даже трудно себе представить. И об этом люди даже не думают, они это даже не рассматривают как явление. Думают, ну поёт — и поёт себе. То поверхностное, очень маленькое восприятие использование голоса в жизни, которая сейчас происходит, оно настолько ничтожно мало. Это как маленькая верхушка огромнейшего айсберга. В своё время, я начала читать, и кстати, не разу не дочитала, прерывалась…Есть такая книга, называется – «Мистицизм звука», это одна из немногих научных работ, научно-философских работ, такого замечательного мыслителя, философа, музыканта, композитора – Хаврат Иноятхам. Это индийский, но может быть, у него есть ещё какие-то другие корни, но он индиец. Он жил в девятнадцатом веке, он дружил со Скрябиным, с младшими Толстыми, он приезжал в Россию, они пытались ставить оперу.
МГ- 04:41 Как интересно.
СК- 04:42 Это очень интересно. И он наблюдал, как феномен звука, как такового. И среди прочих звуков, он отличал голос, как самый сильнейший инструмент. Когда я читала его книгу, у меня были такие изречения, — (да, я же знала, я знала об этом). Это потому что, какие-то голоса. Меня заставляют плакать, какие-то, покрываться мурашками, какие-то вообще никак, а какие-то мне не приятны и мне хочется убежать или сказать, — пожалуйста, замолчи. Лет 7 назад, когда это всё мне начало приходить как информация, так как на запрос, всегда приходит информация. Я начала это всё собирать, копить. Для меня стало самым Важным, уметь воздействовать на людей, так, чтобы мой голос обладал только созидательным воздействием, гармонизирующим воздействием, доставляющим наслаждение, радость, мурашки, трепет, вот это всё. У меня был опыт несколько раз, когда на концертах… — я перечислю певцов, которые доставили мне это наслаждение, это был Николай Носков, я просто рыдала, когда однажды была на концерте с симфоническим оркестром, я рыдала от наслаждения, от этого экстаза. Это было настолько эстетически духовно, глубоко и красиво, и я подумала, господи, я хочу петь, и доставлять людям, подобные эмоции. Потому что, нет ничего дороже, этих эмоций, чувств, которые мы друг другу дарим. Лара Фабиан мне доставила такие удовольствия и Селин Дион. Не много, не много таких артистов. И когда я слушаю мантры, потом мне начал открываться Мир мантр. Как правило, мантры поются людьми, которые понимают, о чём они поют и для чего они поют. Сами звуки мантры, это санскрит, это определённые сочетания этих звучаний слогов, которые тоже дают определённое воздействие. Моё знакомство с мистицизмом звука и эта моя практика, началась именно с мантры. Когда же, 6 лет назад, мы с Вами познакомились, и выявили для меня, просто чудом, которое владеет, инструментами как это сделать. Я тогда только мечтала, — но не ужели, не ужели нет на Земле человека, который сможет технически сделать это, довести…потому что, я пела и не могла технически, достичь определённого состояния, определённой свободы голоса, чтобы я могла сделать, то самое, о чём я мечтаю.
МГ- 07:26 Чтобы как раз не думать о голосе, уровень техники должен быть такой, чтобы человек мог эти пользоваться и не думать об этом.
СК- 07:33 Да-да!
МГ- 07:34 Конечно!
СК- 07:36 Вот, наше с Вами знакомство, всё поставило на места. Вы дали инструмент и даёте инструмент. Конечно, его надо усовершенствовать, поддерживать, усиливать. НО я уже назад не скачусь.
МГ- 07:53 Вот как раз следующий вопрос, который истекает из этого. Я бы хотела и для наших зрителей прояснить этот вопрос. – Как Вы думаете, познакомившись с технологией Марии Струве, есть ли путь назад к тому, чтобы её не использовать?
СК- 08:11 Это как велосипед, однажды научившись кататься на велосипеде, нельзя это забыть. Правда, я не знаю. Это должна случиться очень серьёзная амнезия, что бы вы забыли, как это делать. Раз, это поймав, Вы уже садитесь, и автоматически… вот ровно так же и с технологией Марии Струве. Но, есть виртуозное использование или катание на этом велосипеде, так же, как и с голосом.
МГ- 08:39 Ну да, можно же просто кататься, … Сейчас как мы говорим, — наши студенты придумали новое название, — Мария Георгиевна, у Вас нано-технология.
СК- 08:48 Нано-технология, ой, здорово!
МГ- 08:50 Да!
СК- 08:51 Да.
МГ- 08:53 Спасибо за хорошие слова. И ещё один вопрос.
СК- 08:57 Да.
МГ- 08:58 Как Вы считаете, эта технология, именно правильного понимания голоса и использования на созидание. Вы согласны, что, технологии, которые я учу, именно управление голосом, она созидательна?
СК- 09:11 Абсолютно!
МГ- 09:12 То есть, она именно созидает голос, и у человека появляется вот это ощущение, как созидать вообще всё вокруг? И часто наши студенты говорят о том, что у них меняется Мир, после того как они увидели…изросточек вот этого голоса, сделать именно тем инструментом, который воздействует на человека очень позитивно. Как Вы думаете, нужно ли этому Миру, вообще изменить подход к голосу? В частности, благодаря этой технологии. – Пока я к сожалению, другой не вижу.
СК- 09:50 Абсолютно. Мне тоже в грусти, до знакомства с Вами, не доводилось знакомится ни с чем подобным. Может быть, есть какие-то кудесники, где-то тихая, о которых мы не знаем, и это очень жаль, что мы о них не знаем. Мы знаем о многих других, мы знаем многие другие техники, методологии и т.д. работы с голосом. Есть и книги, и научные работы, сэтрикс крутой американский. Я пробовала все это.
МГ-10:25 Там нет технологии.
СК-10:26 И это не помогало, и, что самое важное, ваша технология, она дает фундаментальное понимание, самое главное понимание, что голос, извините, это не просто звук, это сообщение, что ты сообщаешь своему слушателю. На занятиях с Вами Вы даете 1 мысль 1 информацию, которая оптимально для нас: ты классно поешь! Мы выпускаем звук ррр! И мы этим даем, когда мы в группе особенно занимаемся, такой message, такое сообщение: ты классно поешь! И когда человек поет и доносит: «Я вас люблю! Мир прекрасен! Ты мне дорог!», т.е. ты нужен миру, что-то такое. На тонком подсознательном надсознательном уровне эти вещи работают. Нельзя просто заниматься голосом как голосом, и Вы каждый раз об этом говорите. И я мечтаю и молюсь о том, чтобы мир пришел, наконец, к тому, что каждое слово, каждый звук — это большая ответственность. Мы не можем стоять и петь, а раньше я себе такое позволяла: могла стоять на сцене и что-то петь: «про любовь, про тебя», а сама думаю: но когда это все закончится, так завтра мне надо поехать туда, купить то, встретиться с тем. И как Вы думаете, что доходит до моего слушателя, когда я стою и думаю всякую фигню. Весь этот мусор моей голове.
МГ-11.53 Ну Вы понимаете, что, если Вы, допустим, не узнали до конца, как это делается и как вкладываться в голос, Вы бы этого не сделали.
СК-12:00 Нет.
МГ-12:01 Это же должно быть обучением, то есть понятно, что если человек не имеет обучения в какой-то области, например, в области технологии вокала, то он этим никогда не будет пользоваться. Мы сейчас учредили новую специальность, которой в этом мире еще не было. Правда кое-где уже заикались, но я представляю Вам сейчас: тренер — голоса- это новая профессия, тренер голоса. Люди как, люди приходят и начинают петь просто песни. Ну я думаю, сами тоже много учили песен именно с точки зрения: пой так, пой та. Распевания.
СК— 12:44 Да, какие-то упражнения.
МГ-12:44 У нас есть упражнения. Это совсем другое. Упражнения нацелены чтобы изменить голос. Распевания вроде как распеть. Что надо распевать, если голос уже есть.
СК-12:55 Голос, он есть по определению.
МГ-12:55 Да, его надо менять, то есть точка зрения, акцент совершенно другой. Акцент другой и получается, что петь, например, песни и говорить о каких- то стилях и так далее, это одна специальность, а тренировать чтобы был голос для того чтобы петь песни- это другая специальность.
СК-13:16 Удивительно! Да, да, я согласна.
МГ-13:17 Получается, что этой специальности, кроме наших педагогов, никто не обучен.
СК— 13:21 Чудесно! И таким образом, после вашей технологии человек может по желанию, пойти, например, в стилистическое направление классического вокала или джазового вокала, или современного rnb или соло-вокала. Классно!
МГ— 13:43 И получать опыт этого человека. Но если он не подготовил голос и не прошел тренировки по голосу, у него нет инструмента, с которым он может ездить, это как на запорожце на формулу 1.
СК— 13:58 Да, да! Вы знаете, это очень интересная мысль. Поскольку у меня был опыт занятий и академическим вокалом несколько лет я занималась в своей далекой молодости. И у меня был академический вокал, у меня чуть-чуть был народный вокал, у меня немного был джазовый вокал, и в большей части современный вокал, которым я уже обучалась, где придется как придется уже более опытным путем. Меньше с педагогами, но больше жизни, это я в ресторане пела, на сцене пела, в студии записывалась. И ваша методология, ваша технология, она абсолютно оптимально и уникально применима к каждому из них, потому что я помню.
МГ-14:45 Она универсальная.
СК-14:45 Да, мне недавно приходилось записывать песню этнического характера, и она здорово мне помогла. Мы с вами немного позанимались и буквально 2 раза после большого трехлетнего перерыва. 3 года перерыва! Обычно после этого люди вообще не поют. Мы позанимались 2 раза по часику, и я эту песня записывала совершенно иначе. Также у меня был маленький опыт чуть -чуть классическим вокалом спеть, мне здорово помогло. А сейчас на сцене на своих концертах поп-музыке я выживаю. Недавно я приехала с поездки, спала 2 часа, сразу же с самолета на сцену, 2 часовых концерта я отработала и пела я классно. Правда классно!
МГ— 15:32 И могли доносить мысль, не думая о голосе.
СК— 15:34 Да, я доносила вот это настроение! Что как здорово, что все мы здесь сегодня собрались и так далее! и меня очень благодарили и валили и спасибо за то, что этот вечер такой чудесный, за такой позитив, что ты нам подарила, и все это благодаря свободе, которую я получила относительно владения голосом. И передавания, самое главное, посредством голоса всего того, что я хотела передать.
МГ— 16:04 Как вы думаете будет жить мир, в котором все будут разбираться в правильном голосе, и какие артисты будут выходить в ТОП-ы, если человек, реально, не как сейчас реклама идет иногда, и мы удивляемся, почему на этого артиста ходят, он реально не поет, ничего не доносит. Если именно народ в большом количестве будет разбираться в технологиях вокала и понимать, какой голос настоящий. На самом деле, это сейчас наша цель для того, чтобы образовать весь мир в плане того, какой звук правильный, какой неправильный, какой агрессивный, не позитивный. Потому что есть закон, Вы же понимаете, зная то, что вы знаете и, если это не идет на созидание, это, естественно, идет на разрушение. И человек, который таким голосом поет, он разрушает этот мир, разрушает что-то внутри нас. И как вы думаете, как изменится мир, если они будут образованы в сфере вокала, будут правильно говорить, будут слышать хорошие голоса.
СК— 17:39 Боже, когда человек мало-мальски познает, это чуть-чуть дать ему информации, как только человек вкусил, почувствовал этот вкус, он уже никогда не применяет. Это как всю жизнь ешь пресную картошку, и тебе вдруг дали овощное рагу со специями, ароматную, классную, чуть подсоленную, и ты думаешь: «А! Ты ела невкусно всю жизнь!». Когда у людей нет выбора, не с чем сравнить, они не понимают. И еще важный момент, когда люди идут по синдрому толпы, просто потому что, не задумываясь, у нас, к сожалению, огромное количество людей на земле живет просто как роботы биороботы, они даже не задумывается о том, что они едят, что они слушают, что они вообще в себя вбирают.
МГ— 18:48 С телевидения как команды получают.
СК— 18: 49 Да, если бы были просвещены, они никогда бы не позволяли никому запихивать в себя всякое дерьмо.
МГ— 19:01 В том числе музыкальное. Ведь музыка звучит везде.
СК-19: 02 Абсолютно! Да! Именно. И мы с вами очень хорошо это знаем и давайте поделимся с теми, кому это интересно. Каждый человек воспринимает ровно то, к чему он готов на данный момент. Если человек в определенном состоянии настроении, скажем. Он крашен серым цветом, он будет способен воспринять только серый цвет. Если он окрашен красным цветом, он будет готов только красный свет, остальные, он как дальтоник, даже не будет видеть. Но если в нем есть вся радуга, если он развился до того, что в нем развита вся палитра цветов, он будет понимать: ага, вот это.
МГ— 19:49 Это хорошее, это плохое, это черное, это синее, это мне подходит, вот это я не хочу.
СК— 19:51 Да. И это называется самопознание самообразование самосовершенствование. Когда человек всем этим занимается, он может выбирать, он может брать то, что ему подходит и отвергать то, что ему не подходит, а не то что как он биоробот все в себя пихать. И то, о чем вы говорили, то, о чем спросили, может ли подобное просвещение в плане вокальные технологии в общем в музыке, как таковой, конечно, это поможет. То, что вы делаете, ваша миссия, ваш труд, я верю в то, что шаг за шагом, человек за человеком, лично по цыганской почте уже вкусивший волшебное яблоко будет бежать и рассказывать: » Ты знаешь! я такую вкуснятину ел!» И будет пытаться поделиться этим, и тот, который слушает, будет заинтересован, что же это такое, тоже хочу попробовать.
МГ-20:58 Вы сейчас сказали про цыган, у нас сейчас в Красноярске было 2 цыгана. Причем у них сам ансамбль шикарный и они пришли с проблемой: у руководителя у девушки немножко подсел голос, и она устает за время концерта, и она не может пробить это, она усилия прилагает. А мужчина перенес тяжелую операцию.
СК-21:22 На связки?
МГ— 21:23 В том числе. Ему задели связки. Он практически потерял голос. И мы из тяжелейшего состояния его вытащили за 4 дня, у него появилась разговорная речь, и он даже спел свою любимую песню и в какой-то момент, я слышала по очереди всех, и представляете, дошла до него, он спел следующая он поет, следующая, а он поет, он не мог остановиться.
СК-21:50 Как здорово! Знаете, Мария Георгиевна, если позволите, я хочу при всех поделиться и своими эмоциями, даже не своими. То, как люди, они плакали, они рыдали, они смеялись, какие у них были озарения, какие у них были ликования наблюдать, знаете, говорят, что порой чужое счастье наблюдать радостнее даже чем свое и, наверное, это высший пилотаж.
МГ-22:28 Надо тоже этому научиться.
СК-22:29 Я этому учусь с вами и у вас. То, чему вы обучаете, это не только про вокал, далеко не про голос далеко не только.
МГ-22:38 Я знаю.
СК-22:39 И очень хочется, чтобы люди это знали. Что чем бы человек ни занимался, будь то вокал, вышивание и так далее, если это нет миссии кому-нибудь доставить радость и счастье и что-то позитивное, это не имеет ценности, это бессмысленно.
МГ-23:05 И мы об этом знаем.
СК-23:07 Да.